История создания Юго-Восточного управления внутренних дел на транспорте

С течением времени менялись условия жизни, объем и приоритеты выполняемой сотрудниками транспортной милиции на Юго-Восточной железной дороге работы, менялись и названия руководящих органов правоохранительной системы.

  • 1902 год – Жандармское Полицейское управление на Юго-Восточной железной дороге.
  • 1919 год – Воронежский Губернский отдел рабоче-крестьянской железнодорожной милиции.
  • 1920 год – Линейное управление рабоче-крестьянской железнодорожной милиции.
  • 1937 год – Дорожный отдел милиции на Юго-Восточной железной дороге.
  • 1973 год – Юго-Восточный отдел транспортной милиции.
  • 1977 год – Юго-Восточное управление транспортной милиции.
  • 1981 год – Юго-Восточное управление внутренних дел на транспорте.

Начало железнодорожному строительству положил Указ императора Николая Первого от 15 апреля 1836 года «О строительстве железной дороги Петербург – Царское Село». Первая в России железная дорога протяженностью в 25 верст была построена в кратчайший срок, и уже 30 октября 1837 года состоялось ее официальное открытие. К середине девятнадцатого века началось бурное строительство железных дорог с привлечением значительного количества людей.
23 марта 1902 года было сформировано единое Управление с центром в Воронеже. Одновременно с этим и было создано единое Жандармско-полицейское управление на Юго-Восточной железной дороге.

Революция и гражданская война внесли значительные коррективы в работу правоохранительных структур на железной дороге. После издания в феврале 1919 года Декрета «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» начался новый этап в работе транспортной милиции на Юго-Восточной железной дороге. После многочисленных реформирований в мае 1939 года был создан Дорожный отдел милиции. Ему подчинялись 5 линейных отделений милиции на станциях Воронеж, Грязи, Лиски, Лихая, Россошь.

И в годы мирного труда, и в период военного лихолетья, сотрудники транспортной милиции показывали образцы мужества, героизма, самоотверженности, верного служения долгу.

С началом Великой Отечественной войны милиция перестроила свою работу в соответствии с требованиями военного времени, подчинив ее укреплению тыла и всемерной помощи фронту. В первые дни мобилизации группа сотрудников аппарата Дорожного отдела добровольно влилась в Воронежский добровольческий коммунистический полк. В трудные месяцы 1942 года в ряды Красной Армии были призваны еще 120 сотрудников.

1942 год занял особое место в истории транспортной милиции на ЮВЖД. Противник усиленно бомбил железную дорогу и 7 июля овладел центром Воронежа. Бомбардировке подвергся ряд станций. Управление ЮВЖД было эвакуировано в Сталинград. 19 июля 1942 года прибыл туда и аппарат Дорожного отдела милиции, а в августе передислоцировался в город Балашов.

В транспортной милиции наступил период потерь. В феврале на станции Давыдовка дезертирами был убит оперуполномоченный линейного пункта милиции на станции Давыдовка сержант милиции А. Шалимов. 8 июля 1942 года во время бомбардировки погиб на своем посту милиционер линейного отделения милиции на станции Поворино В. Колесников, 12 июля – милиционер линотделения на станции Морозовская М. Величко, 22 июля – заместитель начальника ЛОМ на ст. Ачреда младший лейтенант милиции К. Денисов и старший инспектор сержант милиции П. Шумко, милиционер ЛПМ на ст. Алексиково И. Юрков, старший оперуполномоченный ЛОМ на ст. Воронеж сержант милиции А. Борисов, милиционер ЛОМ на ст. Лиски Ф. Меняйло, заместитель начальника ЛОМ на ст. Грязи сержант милиции М. Меняйлов. 29 декабря 1942 года погиб милиционер ст. Лиски И. Финочкин.

Окончание войны и массовая демобилизация из рядов Советской Армии ознаменовались притоком кадров в милицию. На ЮВЖД пришли 246 участников войны, людей, получивших закалку в горниле войны. Среди них И. А. Сергиенко, А. И. Снеговской, А. Ф. Никитаев, Е. Г. Ефимов, П. Н. Минаков, Л. Г. Щеголеватых, В. Д. Каширин, Г. Н. Решетов и другие.

В числе приступивших к службе были и три Героя Советского Союза. Б. Г. Сорокин возглавил политико-воспитательную работу с личным составом ЛОМ на ст. Балашов. Старшина милиции В. И. Климов нес службу в ЛОМ на ст. Лихая. Старшина милиции Петр Сидоров служил в Поворино.

В послевоенные годы в работе милиции большое место занимала борьба с бандитизмом.

В 1959 году в соответствии с решением правительства некоторые железные дороги были укрупнены. В состав Юго-Восточной железной дороги вошли Мичуринское отделение с Тамбовским подотделом бывшей Московско-Рязанской железной дороги, Елецкое отделение бывшей Московско-Курско-Донбасской железной дороги. Линии Юго-Восточной железной дороги теперь пролегали по 11-ти областям России.

В 60-70-е годы шел процесс качественных изменений личного состава, рост общеобразовательного уровня, культуры и оперативно-служебного мастерства. Только за 1965 и 1967 годы высокими государственными наградами были отмечены 23 сотрудника. В 1972 году четвертую часть личного состава составляли «отличники милиции». В 1978 и 1979 годах по итогам социалистического соревнования Юго-Восточному управлению транспортной милиции за высокие показатели в работе МВД СССР были присуждены вымпелы «Победителю социалистического соревнования».

Общество Юго-Восточных железных дорог начало свою деятельность с июня 1983 года.

В многообразии фактов и событий яркой страницей выделяется Афганистан. Офицеры Юго-Восточного УВД на транспорте В. И. Елов, А. А. Маликов, А. В. Петрыкин, В. И. Грачев, Н. В. Казбеков были оперативными сотрудниками при представительстве МВД СССР в Афганистане; Ю. В. Чевелев – советником. Прошли боевую закалку в Афганистане прапорщик В. А. Первушин (ЛОВД на ст. Воронеж), майор юстиции С. И. Ступников (ЛОВД на ст. Воронеж), старший лейтенант милиции А. М. Анциферов (ЛОВД на ст. Богоявленск), старший сержант милиции А. М. Мишин (ЛОВД на ст. Тамала). Наши  сотрудники прошли настоящую школу жизни. Эту страницу истории не вычеркнуть из памяти.

С 1993 года уже генерал-майор милиции В. И. Краснов возглавляет Юго-Восточное управление внутренних дел на транспорте. Полковник милиции Ю. Н. Чевелев и В. И. Грачев стали заместителями начальника управления внутренних дел, А. В. Петрыкин – руководителем ЛОВД на станции Лиски, подполковник милиции В. И. Елов – руководителем линейного отделения на станции Богоявленск.

События Чеченской войны не обошли стороной и Юго-Восточное УВДТ. С 1995 года отряды, сформированные из сотрудников транспортной милиции, направлялись в тревожный регион для несения службы по охране и поддержанию правопорядка. Эта война унесла жизнь четырех сотрудников, память о которых навечно останется в Книге памяти Управления.

В Юго-Восточном УВДТ созданы новые подразделения: по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом на объектах транспорта – Оперативно-разыскное бюро (ОРБ). Создан отряд милиции особого назначения (ОМОН). Условия отбора – самые жесткие. Все кандидаты выдерживают серьезный экзамен на выносливость, ловкость, психологическую готовность выполнять поставленные задачи. Сегодня это сплоченный коллектив. Более половины бойцов ОМОНа имеют государственные награды.

Введена компьютерная система розыска преступников. Повысилось техническое и научное оснащение всех служб милиции. Увеличилась численность личного состава.

Несмотря на сложность оперативной обстановки, сотрудники транспортной милиции в последние годы стабильно добиваются высоких результатов в борьбе с преступностью.

В своей оперативно-служебной деятельности мы тесно сотрудничаем с коллегами из территориальных органов Саратовской, Воронежской, Липецкой, Белгородской, Тамбовской  областей. Приходится тесно взаимодействовать и с пограничными, и с таможенными службами.

Свой огромный опыт передают молодым сотрудникам ветераны милиции. Уже более 15-ти лет существует в Юго-Восточном УВДТ музей, где бережно хранится вся история становления и развития транспортной милиции на Юго-Восточной магистрали. Он стал своего рода связующим звеном между молодостью и опытом.

Участок обслуживания Управления составляет более 4,4 тысячи километров. Юго-Восточная железная дорога включает в себя около 300 станций, проходит через 12 областей России, связывает Украину, Среднюю Азию, Закавказье с центром и восточными регионами России.

Обеспечение твердого правопорядка, защита перевозимых по железной дороге пассажиров и грузов от преступных посягательств всегда были приоритетными условиями четкой бесперебойной работы стальных магистралей. В решение этой нелегкой, но почетной задачи на протяжении десятилетий вносит свой весомый вклад и Юго-Восточное Управление внутренних дел на транспорте.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России