История создания отделов милиции на воздушном и водном транспорте

Историческая справка

Создание милиции на воздушном транспорте диктовалось необходимостью борьбы с резко участившимися преступлениями на авиалиниях. В начале 70-х годов по миру прокатилась волна нового вида преступлений – воздушного терроризма. Гражданские воздушные суда и объекты воздушного транспорта все чаще становились полем деятельности преступников. Многие помнят трагический случай в сухумском аэропорту, когда террористы, захватившие воздушное судно, убили бортпроводницу Надежду Курченко. После этого чрезвычайного  происшествия Правительством страны было принято решение о создании подразделений воздушной милиции.

Датой образования Управления принято считать 26 октября 1971 года, когда Министр внутренних дел СССР подписал приказ №0673 «Об утверждении структуры и штатов Московского управления милиции и следственного отдела МВД СССР на воздушном транспорте».

Специфическое подразделение по охране общественного порядка и борьбе с преступностью на территории аэропортов, сопровождению самолетов гражданской авиации, созданию эффективного паспортного контроля осуществляло оперативное обслуживание аэропортов Московского авиаузла и объектов гражданской авиации, расположенных в 16-ти центральных областях Российской Федерации. Сотрудники милиции, сопровождавшие пассажирские рейсы, вылетали в 21 город СССР. В апреле 1975 года для повышения безопасности полетов, предупреждения и пресечения посягательств преступных элементов на жизнь и здоровье пассажиров и членов экипажа были приняты меры к упорядочению организации досмотра ручной клади, багажа и пассажиров в аэропортах, для чего в составе аппаратов уголовного розыска были созданы специальные подразделения по досмотру.

В 1980 году в преддверии Московской Олимпиады в структуру УВД вошел отдел речной милиции, обслуживающий акваторию Москвы-реки в черте столицы. В 1991 году к наименованию Московского УВД на воздушном транспорте добавилось «… и на водном транспорте». Цель этого решения понятна – усилить контроль и исключить возможность проведения террористических актов, обеспечить охрану особо важных гидротехнических сооружений столицы, усилить борьбу с преступными проявлениями на объектах водного транспорта по Москве-реке. На главных водных магистралях центрального региона России, где расположены 10 речных портов, 49 пристаней и причалов, 11 шлюзов, 5 плотин и 5 ГЭС, относящихся к объектам жизнеобеспечения г. Москвы, круглосуточно несут свою нелегкую службу по охране правопорядка сотрудники линейного управления внутренних дел на речном транспорте.

В 1991 году организовано первое линейное управление внутренних дел, включающее и подразделение ГАИ, в международном аэропорту Шереметьево – крупнейшем аэровокзальном комплексе России. В дальнейшем подразделения воздушной милиции были созданы практически во всех крупных аэропортах страны.

В 1991 году в структуре Московского УВД на воздушном и водном транспорте МВД России была создана отдельная рота милиции специального назначения. На личный состав подразделения возлагалась тяжелая, но почетная задача по защите жизни и достоинства пассажиров, борьбе с терроризмом и преступностью на объектах воздушного и водного транспорта. В 1993 году был создан отряд милиции особого назначения Московского УВД на ВВТ, костяк которого составили сотрудники роты. Свою профессиональную выучку и боеспособность бойцы отряда на деле доказали в октябрьских событиях 1993 года, охраняя здание ИТАР-ТАСС, где разоружили около двадцати боевиков, приехавших из Приднестровья. С честью справившись с поставленной задачей, не допустили захвата персонала и уничтожения информационного агентства.

ОМОН Управления одним из первых был направлен в зону боевых действий для выполнения служебных задач. И вновь личный состав продемонстрировал высокий уровень подготовки. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специальных задач, более трети из них были награждены орденами и медалями. К сожалению, Управление понесло потери. При выполнении служебного долга погибли: милиционер-боец ОМОН И. С. Романов; младший инспектор отдела досмотра ЛОВД в аэропорту Домодедово М. Н. Волков; милиционер отдельного батальона по охране Волжского и Яхромского РГС канала им. Москвы ЛУВД на речном транспорте А. П. Дубовик. Память о погибших сотрудниках увековечена в Музее УВД.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России